?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

У каждого из авиаконструкторов своё творческое лицо, свой почерк. Туполевские машины никогда не спутаешь с антоновскими, яковлевские - с ильюшинскими. В каждой из них как бы заложен характер Генерального, коллективный разум руководимых им людей.
Что-же больше всего присуще Владимиру Михайловичу Мясищеву?  Дерзновенное новаторство, взгляд, даже не в завтра, а в послезавтра авиации. Стремление обогнать время. Стремление во что бы то ни стало удовлетворить самые взыскательные требования заказчиков. И ещё, пожалуй, конструкторская скромность. Именно поэтому некоторые из его творений не носят имени своего создателя ...
                                                                                                                                                     (А.Н. Пономарёв)

Я не случайно начал пост с этих строк. Они прекрасно выражают все те чувства, которые возникают при созерцании мясищевских красавцев. Сегодня расскажу вам об одной из этих удивительных машин, которую нам удалось посетить по приглашению Научно-Инженерной Компании (НИК) и ЭМЗ им. Мясищева.

( Всё кликабельно, временами до 1400 )
1.




НИК основан в 1997 году группой сотрудников ЭМЗ им. В.М. Мясищева. За прошедшие годы численность инженеров увеличилась до более чем 550 человек. Основа коллектива — это опытные конструктора, прочнисты и технологи, которые принимали самое активное участие в разработке основных проектов фирмы В.М. Мясищева:
-  воздушно — космического самолета «Буран»;
-  уникального самолета- транспортировщика ВМ —Т «Атлант» системы «Энергия — Буран»;
-  высотных самолетов М-17 и М-55, высотного беспилотного летательного аппарата «Орел»;
-  самолета М-101Т «Гжель».
Именно благодаря руководству и инициативе сотрудников НИК, у нас и появилась такая уникальная возможность увидеть ВМ-Т Атлант.

Ну а первое моё знакомство с мясищевской машиной состоялось в далёком 1992 году на первом МосАэроШоу в Жуковском, где ещё на Зенит я смог запечатлеть её и на статичной стоянке, и на взлёте и в воздухе ...
2.


В начале далёких 50-х Мясищев подал в правительство предложение о создании стратегического самолёта с дальностью полёта 11-12 тысяч километров. Сталин принял это предложение, и 24 марта 1951 года решением правительства было воссоздано ОКБ-23 главного конструктора Мясищева. Самолёт, оснащённый четырьмя ТРД и получивший обозначение М-4, был спроектирован и построен всего через один год и 10 месяцев после организации ОКБ. На М-4 отработана система дозаправки самолётов в воздухе «штанга-конус». Дальнейшим развитием М-4 стал самолёт ЗМ реактивный стратегический бомбардировщик с четырьмя ТРД. Самолёт имел ту же схему, что и М-4, но была улучшена аэродинамика. На самолётах М-4 и ЗМ установлено 19 мировых рекордов ...
3.


ВМ-Т «Атлант» — тяжёлый транспортный самолёт ОКБ Мясищева. Является модификацией стратегического бомбардировщика 3М. Всего было построено 3 самолёта. Один передали для испытаний в ЦАГИ, второй находится в Дягилево, а третий на территории ЛИИ . Первый полёт Атлант совершил в 1980-м году ...

4.



Экспериментальный машиностроительный завод (ОКБ-23) является преемником предыдущих конструкторских бюро генерального конструктора В.М. Мясищева ...
5.


Предприятие состоит из трех основных подразделений: конструкторское бюро, опытное производство, летно-испытательный комплекс и имеет богатый опыт создания авиационной, авиационно-космической, аэростатической и десантируемой техники. Удачное географическое расположение ЭМЗ обеспечивает весь спектр логистических маршрутов: воздушных, шоссейных, железнодорожных и речных.
6.




7.


Знакомство с ЭМЗ им. Мясищева началось с небольшой лекции, вели которую удивительные люди, лично работавшие с генеральным конструктором в те далёкие годы, и принимавшие непосредственное участие в создании и испытаниях эМок ...
8.


Станислав Гаврилович Смирнов (главный специалист, писатель-историк ) - лично знал и работал с Генеральным, возглавлял отдел аэродинамики в ОКБ-23, с его рассказа о жизненном пути Мясищего, об его приходе в авиацию, о рождении первых машин, о трудностях и победах, личных драмах и началось наше знакомство с ЭМЗ ...
9.


Николай Дмитриевич Тимошенко (полковник в отставке, зам. командира ПЗ (работы по самолетам М4/3М, М50/М52)) в те годы был заместителем военпреда и по долгу службы общался со генеральными конструкторами различных КБ, и со своей стороны знал много интересных и занимательных моментов ввода в эксплуатацию машин, об испытаниях и о самих лётчиках испытателях ...
10.


Александр Аркадьевич Брук ( главный конструктор, историк ) работал с генеральным как раз в момент рождения В-МТ. Возглавляя отдел комплекса общих видов, аэродинамике и управления, очень подробно и интересно рассказал нам о трудностях при проектировании различных вариантов компоновок ... Обо всём,что мы узнали, нет возможности рассказать одним разом ... скажу одно - было очень интересно!
11.



После информационной части, пройдя всего несколько шагов от зданий ЭМЗ, мы попадаем на бетонку ЛИИ и вот он огромный  -  В-МТ Атлант ...
12.


Знакомство с этим удивительным самолётом начинаем конечно с кабины, вход в которую осуществляется по внешней лестнице через нижний люк в носовой части ...

13.


Первое, что понимаешь оказавшись в кабине, ну очень тесно!
Для того, чтобы переместиться с нижнего яруса на верхний к штурвалам, необходимо проявить достаточную гибкость и сноровку, да и высота до потолка отнюдь не маленькая ...
14.



Экипаж состоял из 6 человек, у каждого как и положено - свои места и свои обязанности ...
15.



Все кресла были оснащены катапультами для аварийного покидания самолёта ...
16.



Щиток на задней перегородке кабины я ни как не мог обойти вниманием ...
17.



Панель приборов  ...
18.




19.



Лампы индикации сигнализации пожара ...
20.


Максимальная скорость — 925 км/ч
Практическая дальность — 13 600 км
Дальность действия — 9 400 км
Практический потолок — 12 000 м
21.




22.


Размещение грузов на "спине" самолета стало возможным после удлинения фюзеляжа на 4,7м, что было осуществлено заменой хвостового отсека, немного приподнятого за счет "косой" вставки во избежание соударения с землей при посадке и взлете с большими углами атаки...

Крыло и остальная часть фюзеляжа (включая кабину) по размерам и форме не подвергались изменениям, как и носовая и главная стойки велосипедного шасси ...
23.



Самолет ВМ-Т "Атлант" может транспортировать грузы массой до 50 тонн, а для перспективных разработок масса грузов может превышать 200 тонн ...
24.



На самолёт установлены 4 ТРД ВД-7 с тягой — 4 х 11000 кгс ...
25.


При проектировании машины были рассмотрены два варианта модификаций. Первый вариант - с размещением грузов внутри увеличенного грузового отсека фюзеляжа (по типу самолета "Гэлакси"). Это требовало создания нового фюзеляжа увеличенного диаметра (10м вместо 3м у самолета 3М). При этом планер "Бурана" должен был перевозиться с отстыкованными крыльями (размах крыльев "Бурана" ~ 24 м), что предусматривало снятие части плиточного теплозащитного покрытия. При этом велосипедное шасси самолета 3М необходимо было заменить на трехколесное. В итоге масса конструкции самолета возрастала, из-за чего снижалась его грузоподъемность. Но, главное, срок изготовления грузового варианта становился неприемлемым. Вторым В.М.Мясищев предложил вариант с меньшими переделками бомбардировщика, а именно с размещением грузов вне планера, на "спине" фюзеляжа, что позволяло транспортировать грузы с минимальным изменением их конфигурации. Идея размещения транспортируемых грузов вне аэродинамических обводов самолета в принципе была не нова. Такое решение широко используется в боевой и транспортной авиации всех стран. Новизна заключалась в необычных соотношениях между габаритами грузов и самолета-носителя (диаметр баковых отсеков ракеты - 8м, диаметр фюзеляжа самолета - 3м) ...
26.


Известно, что при внешнем размещении полезной нагрузки существенно меняются аэродинамические и массово-инерционные характеристики любого летательного аппарата, для оценки меняющихся из-за этого летно-технических данных проводятся серьезные исследования динамики движения и обеспечения безопасности эксплуатации. Задачи, которые нужно было решать при осуществлении предложения В.М.Мясищева, были намного сложнее традиционных.

Необходимо было так изменить геометрию самолета 3М, чтобы стало возможным разместить на его планере все грузы новой системы, предназначенные для воздушной доставки. При этом установка на самолет каждого конкретного груза так значительно меняла его аэродинамические характеристики и упруго-массовую схему, что по существу образовывался летательный аппарат новой аэродинамической и динамической компоновки. В связи с этим возникала необходимость повторить все исследования по аэродинамике и прочности, проведенные ранее для самолета 3М при его создании ...
27.


Трансформация самолета 3М в транспортировщик грузов ВМ-Т "Атлант" (заводской шифр 3-35) потребовала внесения в его компоновку изменений, позволивших разместить все заданные грузы в комплектации:
1. ОГТ - планер орбитального корабля "Буран" (без киля);
2. 1ГТ - водородный бак центральной ступени ракеты-носителя "Энергия", с носовым и хвостовым обтекателями;
3. 2ГТ - кислородный бак, приборный и двигательный отсеки, головная часть центральной ступени ракеты "Энергия", объединенные в один агрегат, с носовым обтекателем, разбираемым на секции, и головной частью, используемой как хвостовой обтекатель;
4. 3ГТ - головной и хвостовой обтекатели груза 1ГТ, состыкованные в один агрегат, с размещенным внутри разобранным на секции носовым обтекателем груза 2ГТ.
Груз 3ГТ использовался как контейнер для возвращения с космодрома на заводы-изготовители обтекателей для повторного применения, а также при необходимости для перевозок модуля кабины экипажа.

Как следствие, ВМ-Т "Атлант" должен был эксплуатироваться в пяти различных вариантах компоновки: четыре - с грузами 0ГТ, 1ГТ, 2ГТ, 3ГТ; один - без грузов (так называемый "автономный" вариант)

Самолеты ВМ-Т "Атлант" выполнили более 150 полетов по перевозке грузов системы "Энергия-Буран". Опыт, полученный при их создании, оказался полезным для дальнейшего использования в перспективных авиакосмических программах...
28.



Атлант - это сплошное переплетение линий и изгибов, снимая машину с любой точки невозможно об этом не думать ...
29.


Исследования устойчивости и управляемости привели к необходимости изменения размерности и формы всех поверхностей оперения. В связи с уменьшением скорости полета стабилизатор стреловидного горизонтального оперения был заменен на прямой, большей площади, установленный с большим поперечным V. Вместо однокилевого вертикального оперения было установлено значительно увеличенное (до 26% площади крыла) двухкилевое, выполненное в виде двух шайб, наклонно закрепленных на концах, стабилизатора, что способствовало уменьшению нагрузок на фюзеляж.

Несколько видов сверху, на которых хорошо видны особенности хвостового оперения этой машины ...
30.



И немного ближе ...
31.


Для того, что-бы сделать эти прекрасные кадры, специально для нас был подготовлен автоподъёмник.
А выглядело это примерно так ...
32.



Размах крыла - 53,14 метра, длинна - 58,7 метров ...
33.



Общее фото на память ...
34.


Мы прощались с ЛИИ с каким-то странным ощущением того, что вот так, совершенно неожиданно, коснулись целой эпохи отечественной авиации - эпохи "Атлантов".
Удивительные люди рождали удивительные и, порою, поистине фантастические идеи, которые с годами воплощались в реальные самолёты, одним из которых и стал В-МТ Атлант В.М. Мясищева, человека и конструктора, смотрящего далеко в будущее ...
35.



Выражаю огромную благодарность руководству и сотрудникам Научно-Инженерной Компании,
и лично заместителю генерального директора НИК - Андрею Сергеевичу Дзюбе.

Огромное спасибо сотрудникам ЭМЗ имени В.М. Мясищева!:
Смирнову Станиславу Гавриловичу, Тимошенко Николаю Дмитриевичу и Брук Александру Аркадьевичу!

Благодарю сотрудников компании "Альбатрос-Аэро", которые помогали на стоянке и в процессе подготовки мероприятия:
Павлу Патрикееву за подготовку организации показа ВМ-Т, и демонстрацию кабины.
Олегу Воробьеву и Евгению Сологубову за подготовку самолета совместно с ЛИБ ЭМЗ.
Евгению Овсянникову и Ольге Глущенко за информационное обеспечение.

Отдельное спасибо Артёму fox511 , Андрею dron_sd, Марине flyberry_msk и Иналу urmn за прекрасное общение!)

Comments

( 74 комментария — Оставить комментарий )
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
basskonst
12 окт, 2013 15:40 (UTC)
Спасибо!
tankasan
12 окт, 2013 15:48 (UTC)
Рад видеть)
lokophil
12 окт, 2013 15:57 (UTC)
Спасибо за отчет!)
У urmn увидал)) Капец, я говорю, не знал об таком аппарате. Я балдю, короче)))
tankasan
12 окт, 2013 16:00 (UTC)
Знай свою историю ;)
(без темы) - lokophil - 12 окт, 2013 16:06 (UTC) - Развернуть
(без темы) - tankasan - 12 окт, 2013 17:42 (UTC) - Развернуть
i1111i
12 окт, 2013 16:19 (UTC)
Этот самолет тоже привлек мое внимание,ведь очень необычная конструкция у этого аппарата. Я с интересом обошел самолет,поражался огромной площади крыльев,еще имеющих опоры на концах. С грустью вижу,что люди,имеющие отношение к созданию этого незаурядного самолета,уже немолоды,некому продолжить.Несомненно,если б удалось сохранить преемственность,точно бы получилось.Ведь по сути аналогов нет. А фотки отличные,как всегда.А вот теснота поразила.Я вряд ли с моей комплекцией пролез,только стоны и охи бы раздавались.) А вот ты точно смог бы!))))
tankasan
12 окт, 2013 17:32 (UTC)
Ты прав, люди уходят ... мы не можем их остановить, но вот спасти эти уникальные машины для наших детей - это ещё возможно! В наших силах сохранить историю отечественной авиации!
(без темы) - i1111i - 12 окт, 2013 17:34 (UTC) - Развернуть
(без темы) - tankasan - 12 окт, 2013 17:40 (UTC) - Развернуть
(без темы) - i1111i - 12 окт, 2013 17:46 (UTC) - Развернуть
brother_737
12 окт, 2013 16:19 (UTC)
вот это красота!!!!
Прекрасные снимки!!!
tankasan
12 окт, 2013 17:34 (UTC)
Спасибо Олег! Это действительно редкая и пока ещё не уничтоженная машина.
(без темы) - brother_737 - 12 окт, 2013 18:08 (UTC) - Развернуть
(без темы) - tankasan - 12 окт, 2013 18:32 (UTC) - Развернуть
antonkikot
12 окт, 2013 17:17 (UTC)
Очень оригинальная машина! Не скажу, что красивая - но выглядит очень удивительно.
tankasan
12 окт, 2013 17:50 (UTC)
Все машины Мясищева необычны, а проекты порою просто фантастичны, но они летали и до сих пор вызывают удивление и восхищение. Спасибо!
basiara1_11
12 окт, 2013 17:33 (UTC)
Красава. И когда ты все успеваешь? Кстати видя какая сегодня погода ожидал от тебя чего нибудь эдакого.)))
tankasan
12 окт, 2013 17:35 (UTC)
Я очень рвался в VKO , но ... сегодня закат без меня. В ЛИИ были вчера)
galina_gg
12 окт, 2013 17:34 (UTC)
Вы здорово пишете) ни черта не понимаю в авиации, но читается на одном дыхании))
tankasan
12 окт, 2013 17:38 (UTC)
Спасибо большое! Хотя совсем не просто мне это даётся ... с камерой то легче ;)
(без темы) - galina_gg - 12 окт, 2013 17:39 (UTC) - Развернуть
(без темы) - tankasan - 12 окт, 2013 17:41 (UTC) - Развернуть
flyberry_msk
12 окт, 2013 17:51 (UTC)
Как классно! Я так хотела, чтобы ты показал фото с того авиашоу, спасибо!!!! отличный пост :о)
tankasan
12 окт, 2013 18:03 (UTC)
Взаимно Марин! Рад, что и ты сама смогла увидеть эту красоту!)
(без темы) - tankasan - 12 окт, 2013 18:05 (UTC) - Развернуть
saidpvo
12 окт, 2013 17:57 (UTC)
Спасибо за очень интересный репортаж!
tankasan
12 окт, 2013 18:03 (UTC)
Рад, что понравилось!)
twanger
12 окт, 2013 18:05 (UTC)
А Профессор писал, что в экипаже было 8 человек. Кому верить? )
tankasan
12 окт, 2013 18:23 (UTC)
Я знал, что кто-нибудь об этом спросит. В инете написано 8, я слышал цифру 6 и видел старые фото с 6 членами экипажа. Уже взял на заметку к уточнению. Это единственное, что заинтересовало? ;)
(без темы) - twanger - 12 окт, 2013 18:26 (UTC) - Развернуть
(без темы) - tankasan - 12 окт, 2013 18:31 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kir_lim - 14 окт, 2013 10:40 (UTC) - Развернуть
(без темы) - khmelikvictor - 13 окт, 2013 06:12 (UTC) - Развернуть
fox511
12 окт, 2013 18:08 (UTC)
Спасибо за пост!
Отличный получился.
tankasan
12 окт, 2013 18:25 (UTC)
Это тебе спасибо!!)
И хочу от тебя фото с первой верхней точки, которой у меня нет;)
(без темы) - fox511 - 12 окт, 2013 18:45 (UTC) - Развернуть
(без темы) - tankasan - 12 окт, 2013 18:53 (UTC) - Развернуть
tibidaba
12 окт, 2013 18:41 (UTC)
Отличный рассказ. Посмотрел также у Инала пост. Молодцы, что съездили и поделились с нами.
Даже пожалел, что сам не смог съездить
tankasan
12 окт, 2013 18:55 (UTC)
Я бы тоже пожалел ... но надеюсь ещё будет возможность с ним встретиться)
zhzhitel
12 окт, 2013 19:40 (UTC)
Отличный рассказ. Великолепный. Видел «Атлант» в Дягилево, но таких подробностей нам никто не рассказывал и не показывал.
tankasan
12 окт, 2013 19:42 (UTC)
А давно ты его видел? В каком он состоянии?
(без темы) - zhzhitel - 12 окт, 2013 20:18 (UTC) - Развернуть
(без темы) - tankasan - 12 окт, 2013 20:19 (UTC) - Развернуть
ivanurakov
13 окт, 2013 05:17 (UTC)
Обалденно!!! Читал про него раньше, правда в вики, так как он привлек меня своими необычными формами, расположением шасси!!! Гениальный самолет! Спасибо за интересный рассказ!!!
tankasan
13 окт, 2013 06:34 (UTC)
Рад, что понравилось)
khmelikvictor
13 окт, 2013 06:08 (UTC)
Быстро-быстро!!! Респект! Мало увидеть, мало отснять, мало отобрать и обработать снимки. А вот подготовить материал!!!
khmelikvictor
13 окт, 2013 06:10 (UTC)
Предпоследнюю сохранил на память...
(без темы) - tankasan - 13 окт, 2013 06:34 (UTC) - Развернуть
(без темы) - khmelikvictor - 13 окт, 2013 06:37 (UTC) - Развернуть
(без темы) - tankasan - 13 окт, 2013 07:14 (UTC) - Развернуть
(без темы) - khmelikvictor - 13 окт, 2013 07:16 (UTC) - Развернуть
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
( 74 комментария — Оставить комментарий )

тэги

календарь

Апрель 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    
Разработано LiveJournal.com