tankasan (tankasan) wrote,
tankasan
tankasan

Categories:

Аэрофотосъёмка в Антарктиде...

Полноценные научные исследования Антарктиды было бы невозможно представить без создания исходной геодезической и картографической основы. Задачи по её созданию легли на плечи геодезистов и топографов (в том числе и военных). Одной из важных и необходимых составляющих этих работ стала аэрофотосъёмка поверхности Антарктиды с применением авиации аэрофотосъёмочного отряда. Вместе с этим самолёты использовались и при проведении геодезических и гравиметрических съёмок, и многих других дистанционных исследований для последующего создания масштабных карт поверхности...

(для выполнения геодезических работ экипажам приходилось садиться на бугристый лёд)



В подмосковном "Мячково" находился 229 летный отряд антарктической авиации, на экипажи которого и легло проведение исследований Арктики и Антарктики. В 1965 году на базе авиакомплекса был создан Мячковский объединенный авиаотряд. Авиапарк "Мячково" на тот момент составляли новейшие самолеты Ли-2 и вертолеты Ми-2 и Ми-8. С помощью э техники летчики осуществляли аэрофотосъемку различных территорий СССР, в том числе и в Арктике и Антарктике. Позже к этим работам подключились и самолёты Ил-14...

Евгений Кравченко так пишет об этом в своей книге:

- Сразу после окончания Великой Отечественной войны недалеко от деревни Верхнее Мячково был создан аэрофотосъемочный отряд, на который возложили важнейшие государственные задачи по картографированию огромной территории Советского Союза для нужд народного хозяйства, науки и Министерства обороны. Ведь без карт немыслима деятельность человека на Земле. Аэрофотосъемка в районах Заполярья, Сибири и других районах нашей страны выполнялась, в основном, на Ли-2. Объем работ был настолько велик, что вскоре пришлось организовать второй отряд. Летный и технический состав подобрали из опытных специалистов, прошедших суровую школу в годы войны. Командиром этого предприятия много лет был Иосиф Кириллович Бойко.

(выгрузка самолётов с корабля на лёд, фото из архива Куксина О.А. )



Аэрофотосъёмочные работы в Антарктиде были начаты 1956 году (1 САЭ) и продолжались по 1962 год включительно (6 САЭ). Эти работы проводились специалистами СоюзморНИИ проекта с целью создания карт отдельных районов материка в масштабах 1:50000 - 1:1000000, обеспечения топопривязки маршрутов аэромагнитной съёмки, детального гляциологического, геологического и географического изучения районов исследований.

Съёмка выполнялась преимущественно с самолётов Ли-2 и Ил-12, на которых были установлены аэрофотоаппараты АФА-ТЭ и дополнительное вспомогательное и оптико-навигационное оборудование.
При выполнение перспективной аэрофотосъёмки для создания эталонов топографического дешифрирования применялись ручные аэрофотоаппараты АФА-2ТТ и НАФА-4.  Для съёмки береговой полосы в 1957-1958 гг. использовали самолёты Ан-2 с установленными на борту  аэрофотоаппаратами АФА-37...


(подготовка Ан-2 к полёту на съёмки)


Основным методом создания топографических карт Антарктиды был принят стереофотопографический с применением приборов дифференциального типа.

(определение высоты солнца авиационным секстантом)


За весь период работы (с 1956 по 1962 гг.) в восточной части Антарктиды была выполнена аэрофотосъёмка на площади 50000 кв.км. преимущественно в прибрежных районах на глубину до 200 км. Отдельные аэрофотосъёмочные маршруты были проложены в глубь материка на 400 км...

(выполнение гравиметрических съёмок с использованием Ан-2 ( бортовой Н542))


Немного подробнее о двух бортах, которые принимали непосредственное участие в работах по аэрофотосъёмке и созданию геодезической и топоосновы отдельных районов Антарктиды.  Дальнейшая судьба этих машин несколько печальна. По различным причинам в 1958 году они были разрушены. О том, что случилось с Ан-2 Н542 и с Ли-2 СССР-H501 можно подробнее прочитать у Михаила Сулима в Авиация 3-ей КАЭ СССР



Ан-2 СССР-Н542 (зав. 15447318) был выпущен заводом в октябре 1955 года. Доставлен в 1 КАЭ. Антарктида 5 января 1956 г. с дизель-электрохода «Обь» Ан-2 был выгружен на лед, собран и облетан. Летчик А.А.Каш совершил рекогносцировочный полет. Затем Ан-2 отравился к южному геомагнитному полюсу Земли. Преодолев примерно 400 км на юг, экипаж в составе А.А.Каша, штурмана М.М.Кириллова, бортмеханика М.И.Чагина и бортрадиста А.И.Челышева осуществил посадку на покрытую застругами поверхность материка на высоте около 3500 м над уровнем моря при морозе около 30 градусов. В одном из последующих полетов к востоку от «Мирного» был обнаружен скалистый, почти свободный от снега и льда участок размерами 50 на 20 км. В этом интересном для науки районе создали научную станцию «Оазис». Во 2-ю САЭ (1956-57 гг.) входил авиаотряд, которым руководил легендарный летчик И.П.Мазурук. Налет часов авиаотрядом 8 января 1956 —27 января 1957 Ан-2 (Н-542)—290 часов. Вместе с А.С.Поляковым он 18 марта 1957 г. впервые на Ан-2 осуществил посадку на вершину айсберга. Пострадал от штормового ветра в августе 1957, на декабрь 1957 в 3 САЭ требует ремонта. Восстановлен. Разбит ураганом в 28 мая 1958 на льду озера Фигурное в Антарктиде...



Самолёт носил на борту персональную эмблему "Союз Арктики и Антарктики" - белый медведь и пингвин"...



Ли-2 (зав. 18430705 оп. знак Н-501) был выпущен с завода №84 МАП в октябре-ноябре 1948 года...



501 борт (один из 4-х бортов) на котором, решением Министерства авиапромышленности, были установлены турбокомпрессоры на Киевском авиационном заводе. Работа пришлась на лето 1955 года. К осени все самолеты были переоборудованы и несколько лет успешно трудились в Антарктиде. В середина июня 1952 года (экипаж В.И. Шильникова) был прописан в аэропорту Апапельхино, проводил ледовую разведку к северу от острова Врангеля. В конеце 1957 - начало 1958 гг. летал в составе 2 КАЭ. Был разбит Ф.Ивановым и В.Григорьевым в феврале 1958 г. При полёте со станции Комсомольская в Мирный экипажу не удалось вовремя переключить подачу топлива с одного бака на другой.




Борт не восстанавливался, были сняты запчасти и турбокомпрессоры, которые переставили на Н-495. ( В.М. Перов - От Арктики до Антарктики. М. Вестник Воздушного Флота, 2003 г.)



Борт, на который были переставлены турбокомпрессоры тоже прославился (что и не удивительно для самолётов, попавших в небо шестого континента )
Как оказалось судьба уготовила Ли-2 Н-495 стать пожалуй самым известным бортом после случая спасения бельгийского экипажа, ну да это уже отдельная история...

(Картина Рубана "Спасение бельгийской экспедиции ..." )


( Были использованы материалы: монография "Военные топографы России в Антарктиде", Владислав Мартианов "Шестой континент, пятый океан...", Перов В.М. "От Арктики до Антарктиды", ресурс "Полярная почта"  )
Tags: Ан-2, Антарктида, Ли-2, Полярная авиация, архив, лед
Subscribe

Posts from This Journal “Антарктида” Tag

  • Ильюшин - 84!

    В книге "С Антарктидой только на Вы" Василия Карпия и Евгения Кравченко есть вот такие строки: "...Машина давно отогрелась, в кабине…

  • Константин Михаленко - «Наша Арктика»...

    В истории освоения Арктики и Антарктиды много великих имён и героических событий. Покорение новых далёких земель требовали от людей максимальной…

  • Евгений Дмитриевич Кравченко...

    ...Впервые я встретил Евгения Дмитриевича Кравченко на станции Молодежная в Антарктиде. Я знал, что лишь два летчика в мире отлетали здесь столько,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments