?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Туруханск, Дудинка, Хатанга, Игарка ...
Эти названия переносят нас в далёкие таёжные дали нашей страны, на север Красноярского края, к бескрайним лесным и водным просторам, где, как говориться, только самолётом то и можно... Ан-2 здесь был просто незаменим. Но попадались и такие места, в этих глухих краях, где и Ану уже бывало тяжко. И тогда на помощь приходили поплавки, разительно меняя возможности обычного труженика. Модификация этого, незаменимого в таких условиях, самолёта получила обозначение Ан-2В...

(река Котуй, Красноярский край, 1972)



Работы по созданию самолёта на поплавковом шасси АН-2В начались еще в 1950 году. Первый полёт самолёт совершил 31 июля 1951 года. За штурвалом находился пилот летно-транспортного отряда завода №153 В.А. Диденко. В августе 1951 года прошли заводские испытания, а с октября по ноябрь 1951 года самолёт Ан-2В прошел Госиспытания.

После успешных испытаний развернули серийное производство самолёта уже под названием: Ан-4. Строился он в СССР и даже Польше (под обозначением An-2M - morsky). В 1954-55 гг. началась опытная эксплуатация поплавковых Ан-2В...



На самолёте был установлен поршневой двигатель Швецова АШ-62ИР мощностью 735,45 кВт (1000 л. с.)/542 кВт (738 л. с) для взлётного/эксплуатационного режимов соответственно.

(Тобольские просторы)


Основная особенность это модификакции - винт АВ-2Р с реверсом для сокращения пробега. Этот винт не только сильно сокращающий тормозной путь, но и придающий гидроплану уникальные возможности "заднего хода" и разворота на месте был просто необходим для этой модели.

(полёты в Игарке к рыбакам)



Поплавки однореданные с водяными рулями, цельно-дюралюминиевые, размерами 9,34 х 1,65 х 1,85 м, объемом по 6 м3 и массой по 220 кг. Они крепятся на шести стойках с пятью крестами расчалок к фюзеляжу и соединены двумя трубами. Заклепочные швы однорядные, и вся конструкция предельно легкая. Наружных скуловых стрингеров нет. Поперечный набор поплавка составляют 31 шпангоут, из них 11 переборок, делящих поплавок на 12 отсеков...



Разрушающая перегрузка — 5,61, для шасси — 4,39, для поплавков— 5,18. Длина САХ — 2269 мм, диапазон центровок—17—33% САХ, на поплавках — 19,2 % САХ. Все это — при полетной массе 5500 кг.

Скорость максимальная у земли - 239 км/ч, на поплавках - 223 км/ч, на высоте 1500 м - соответственно 256 и 233 км/ч, скорость отрыва - 70 км/ч, набора высоты - 140 км/ч, посадочная - 69-85 км/ч, скороподъемность примерно 3,1 м/с, взлетная дистанция с набором высоты 10 метров - от 300 до 320 м, с набором высоты 25 м - 540 м. Время набора высоты 1000 м примерно 5,4 мин, 3000 м - около 16 мин...



В 1954-1955 годах началась опытная эксплуатация Ан-2В. Он стал незаменим в Карелии, устье Печоры, Иртыше и других озерно-речных районах, где на протяжении сотен километров нет площадок для посадки самолетов с колесным шасси. Малая осадка позволяла эксплуатировать его в прибрежных районах озер и рек глубиной 0,8 - 1,2 метров, что упрощало швартовку. Самолёт обладал хорошей маневренностью благодаря установке водных рулей и реверсивного воздушного винта...

(Тобольский гидропорт (Тюмень))


Самолёты Ан-2В эксплуатировались во многих авиаотрядах страны:  Архангельске, Петрозаводске, Нарьян-Маре, Туруханске, Дудинке, Хатанге, Игарке, Иркутске, Туре, Тобольске, Сургуте, Салехарде, Карелии и других местах. Они обслуживали экспедиции, рыбозаводы, перевозили пассажиров, продукты, почту и многие другие грузы.

(Чокурдах, Якутия)


Ан-2В был незаменим там, где на протяжении сотен километров нет площадок для посадки самолетов с колесным шасси. Он обладал вполне хорошей маневренностью на акваториях даже при неспокойной водной поверхности. Малая осадка позволяла эксплуатировать его в прибрежных районах озер и рек глубиной 0,8-1,2 м, что упрощало швартовку. В 1956 г. в Карелию поступил первый серийный борт 15947307. Вскоре уже более 100 таких машин эксплуатировалось на северных, сибирских и полярных просторах, зачастую летая в самую глушь...

(Ан-2В СССР-35175 Норильск, гидропорт Валек, конец 1970-х)


Виктор Иванович Цепилов, летавший в 70-х вторым пилотом, а затем и командиром, Ан-2 Норильского объединенного авиаотряда Красноярского управления ГА, так рассказывает об этих таёжных полётах:

- В то время почти все Ан-2 в Игарке могли эксплуатироваться в варианте на колёсно-лыжном шасси и, силами инженерно-технической службы, в зависимости от потребностей, могли быть переоборудованы на поплавки. Но в любом случае это переоборудование могло быть выполнено только на модификации Ан-2В, оборудованных винтами с реверсом и дополнительными кронштейнами на фюзеляже для поплавочных подкосов...



Взлёт на поплавках, в отличии от обычного, отличается тем, что хвостовая часть самолёта изначально находится во взлётном положении. Плюс к этому из-за высокого сопротивления воды скорость при взлёте набирается не сразу, поплавкам необходимо выйти на "редан", тогда сопротивление воды уменьшается и набор скорости увеличивается. (прим.: Редан — (Step) уступ на поверхности днища глиссера, катера, лодки или поплавка гидросамолета, способствует подъему судна из воды, уменьшая его водоизмещение и тем самым сопротивление воды движению)



Если борт пустой - взлетали на номинале, 900 по прибору, если гружёный - то на 1000, а зимой бывало и более. Когда летишь на гидро, то скорость по горизонту выдерживается 160 км/ч. Ограничения с поплавками по горизонтальной скорости - до 180-ти км/ч...



Одно из самых сложных - посадка "на зеркало", это когда полный штиль, ветра нет, и поверхность воды ровная как стекло. Амортизаторов на поплавочном шасси нет, и для того чтобы избежать жёсткой посадки в этих условиях, когда точно определить уровень воды практически невозможно, проходили над водной гладью несколько раз. Поднимали рябь, бросали вниз заранее припасённые веники, если они были на борту, примерялись, и уже после этого шли на посадку. Если этого не учитывать то при такой посадке можно было остаться и без поплавков ...



Ещё одна опасность на Енисее - топляки. Едва заметную часть бревна, почти невидимую в воде, и с земли-то разглядеть сложно, не то что, при посадке. Если на такую наскочить, то можно пропороть поплавок, и хотя он многосекционный, в любом случае есть опасность выхода его из строя, а там и до затопления не долго. При пробое поплавков на большой глубине самолет мог и утонуть. На борту для экипажа и пассажиров имелись спасательные жилеты. Но на северных озерах, особенно осенью, когда на берегу уже выпадал снег, в воде и жилет не помог бы...

Ремонт поплавков совсем не дешёвый, а если это происходит на большом удалении от базы, в глуши, то своими силами не всегда можно справиться. Вызов самолёта с ремонтниками, это уже целая история и большие проблемы для экипажа...



Вот был случай один - летали из Верхнеимбатска (Туруханский район) на озеро Налимье, 1975 год, я ещё вторым пилотом был в то время, а командиром - Александр Васильевич Родионов. Четыре рейса в день на это озеро делали. И вот возвращаемся вечером на базу, на Енисей, и при заходе курсом 120 ветер резко меняется на противоположный. Ан-2 начинает нести. У нас с командиром " глаза квадратные ", самолёт на поплавках скользит, как по льду и останавливаться совсем не собирается, ветром его в хвост толкает, причём очень сильно! Мы - реверс, уже и касание, держим, как можем, но практически не тормозим. Берег стремительно налетает на нас. Несёт прямо на плот, который стоит в месте впадения небольшой речушки. Рядом с плотом на берегу лодка-казанка.

Самолёт не слушается, скорость велика, налетаем на неё правым поплавком, прямо поперёк! Слышим характерный лязг.
Самолет вынесло на берег и он наконец остановился. Командир с белый лицом уже прикидывает в уме поломанный поплавок и идущие за этим выговоры и увольнение... Я выхожу через дверь, опускаюсь на левый поплавок и по нему на берег и вижу - поплавок-то целый! Стальной редан как ножом располовинил казанку, а самому хоть бы что! Набежали жители поселка Верхнеимбатский и помогли оттолкнуть самолет в воду.

Тут уже бежит и хозяин, ругается, но и мы приходим в себя, и спокойно отвечаем, что по закону его плавсредство должно быть от плота на удалении не менее 20-ти метров, а так - явное нарушение. Ответить на это ему было нечем - сам виноват, припарковался в неположенном месте)



Летал я на поплавках до 78-го года, всё время, которое проработал пилотом Ан-2. Молодых командиров на поплавки не ставили, сначала вводили в строй на обычном шасси. Южнее Туруханска летали везде, очень часто именно на поплавках. Это и была наша вотчина... По деревням, озёрам, рекам. Обслуживали геологов, рыбаков, охотников, бывали пассажирские и санитарные рейсы. В Игарке был рыбзавод на который мы и доставляли выловленную в озёрах рыбу...

С Дудинки в Волочанку летали с пассажирами по расписанию. И далее по озёрам и Енисею. Поплавки стояли примерно до 15-го сентября. Дальше уже на лыжах. По водному аэродрому к плотам самолёты буксировались катерами, взамен сухопутных тягачей...




Трудностей в наших краях всегда хватало с избытком. Поплавки лишь расширяли возможности самолёта, но не облегчали нам жизнь. Визуальные полёты при низкой облачности были запрещены. Но северная погода переменчива, всего учесть не получается. Непогода - самый частый гость в этих широтах...

Полетели мы как-то при прогнозируемой низкой облачности, но в пределах допуска, в Волочанку из Дудинки с Петром Мотиенко. По началу всё было в допуске, но чем дальше удалялись, тем больше прижимал нас нижний край. Жмёмся к тайге всё ниже и ниже. В итоге дожали нас облака, выключили барограф и полетели метрах на 50-ти, по-другому уже никак. Обратного хода уже не было. Так и добрались... А то бывало летали и ниже берегов по руслу Енисея. Взлетишь с реки, а подниматься-то и некуда, всё накрыло облачностью, так до дому и тянешь...



Но больше нравилось летать на Плато Путорана, на озёра, которых там с запасом. Подходишь по расчёту в облачности и потом ныряешь в разрывы, ну а если их нет, то приходится обратно возвращаться. Красота там удивительная! Возили с Иркутского института из Листвянки учёных, иногда геологов и рыбаков на озёра Анама, Аян, Агата. С Норильска были полёты на озеро Лама. Летали и на озера Таймыра за рыбой, которой тогда в тех краях было очень много...

(С экипажем в туче комаров. Слева направо: бортмеханик Петр Наумович Поляков, КВС Александр Васильевич Родионов и я)


Но полёты в условиях ухудшения облачности всегда были очень рискованны, случались и трагедии. Так произошло и с одним из моих командиров - Валентином Ананьиным в сентябре 1975 года. Его экипаж выполнял полёт на Ан-2В в сложных погодных условиях из Туруханска на озеро Мундуйское. По роковому стечению обстоятельств, при ухудшении видимости, их самолёт (как раз тот, что на фотографиях выше, №98302 ) врезался в гору на высоте 395 метров...

Я в это время из Туруханска с другим КВС полетел забирать больную с желтухой, был санитарный рейс, сам помогал грузить её на борт, и уже через несколько дней, когда прощались с Валентином, почувствовал, что болен, подхватил-таки заразу...



Некоторую сложность доставляли полёты на поплавках в сильный ветер, когда ко всем "радостям" добавлялись ещё и волны, ну и качка конечно. Но в любом случае допуски рассчитывались в первую очередь по ветру, и уже потом по волнению. Взлёт с сильным боковым ветром на поплавках был особенно сложен, и требовал высокого профессионализма от экипажа. К весенне- летней навигации проводились специальные занятия с лётчиками звеньев по особенностям полётов на поплавках. После этих занятий давался допуск на эти полёты. Налёт в те года у нас доходил до 140 часов в месяц. Позже, уже летая на Ан-26, таких налётов у нас конечно не было...

(Ан-2В СССР-91710, Игарка, 1974 год)


(Сугудай)


И ещё об одном авиапроисшествии - борт СССР-09261 (Тобольское ОАО) потерпел аварию при взлете с озера Вершинное в Тюменской области, на удалении 120 км. от Тобольска. Причина - взлет на перегруженном самолете с акватории ограниченных размеров с разворота на 180 градусов. Комментарий автора этой информации - бывшего летчика Тобольского ОАО:

- То, что прощали лыжи зимой, не прощают поплавки, тем более с боковым ветром!

Потом борт был восстановлен, летал в сухопутном варианте. В 1983 году был списан по ресурсу планера...



В 1983 году было принято решение о приостановлении эксплуатации и ремонта Ан-2В.

(гидропорт в Игарке)



Сегодня Ан-2В не бороздят водные просторы наших северных и таёжных территорий, но потребность в этих самолетах до сих пор не исчезла. По данным Департамента воздушного транспорта РФ на середину 90-ых только в северных районах России она составляла 250-300 машин. И до сих пор, уже в наше время, такие машины всё ещё очень необходимы в этих краях и замены им нет...

(На реках и озёрах Нарьян-Мара)


Жизнь после смерти ...

Уникальный проект по восстановлению в эксплуатации самолета Ан-2В, был реализован командой аэродрома "Балай" под руководством Григория Ивановича Губенко.



Упорно добиваясь своей цели, Григорий Иванович, Дима Карнаухов, Виктор Присягин и Виталий Чернявский сумели поставить на крыло эту машину...












7 октября 2007 г. на гидроаэродроме ЦАГИ (г. Дубна) успешно прошел летные испытания первый самолет Ан-2В с поплавками из стеклопластика, представленный ранее на МАКС-2007 Московским коллективом авиаремонтного завода РОСТО (МАРЗ). Руководитель проекта Ковалев М.К. На самолёты был установлен обычный винт АВ-2 без реверса тяги, а места под крепления поплавков установили по чертежам 1956 года на стандартный фюзеляж. Испытания на водном шасси провели ЛИК ОСКБЭС МАИ совместно с ЦАГИ (Летчики-испытатели: Григорьев Н.М. и Гордиенко В.Г.)...



И в завершении - немного видео. В 2011 году оригинальная модель АН-2В с родными поплавками и реверсивным винтом была восстановлена и успешно эксплуатировалась в г. Кишиневе. Владелец самолёта - Алексей Ляху.

Немного перемонтировал исходный ролик, оставил лишь самолёт и добавил озвучки-



Те удивительные времена, когда эти красивые машины рассекали своими поплавками прозрачные воды нетронутых таёжных озёр, сегодня уже ушли в прошлое, но авиационная романтика тех лет навсегда осталась в сердцах людей и в этих уникальных кадрах, кадрах истории нашей авиации...

(река Котуй, Красноярский край, 1972)





Comments

( 76 комментариев — Оставить комментарий )
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
boeing
20 май, 2015 12:28 (UTC)
Вот это класс!
tankasan
20 май, 2015 12:32 (UTC)
Спасибо Лёх!
Очень долго всё это вынашивал... Да и без помощи Виктора Ивановича вряд-ли бы решился)

Edited at 2015-05-20 12:32 (UTC)
(без темы) - boeing - 20 май, 2015 12:34 (UTC) - Развернуть
(без темы) - tankasan - 20 май, 2015 12:34 (UTC) - Развернуть
nordown
20 май, 2015 12:46 (UTC)
Игарка, Валёк, родные места! И Аннушка на поплавках нас возила по таймыру...
tankasan
20 май, 2015 12:47 (UTC)
Ты счастливый человек, летал на этом типе! По-доброму завидую!)
(без темы) - nordown - 20 май, 2015 12:49 (UTC) - Развернуть
(без темы) - tankasan - 20 май, 2015 12:50 (UTC) - Развернуть
(без темы) - nordown - 20 май, 2015 12:54 (UTC) - Развернуть
(без темы) - tankasan - 20 май, 2015 13:01 (UTC) - Развернуть
(без темы) - nordown - 20 май, 2015 13:04 (UTC) - Развернуть
(без темы) - tankasan - 20 май, 2015 14:51 (UTC) - Развернуть
(без темы) - nordown - 20 май, 2015 14:57 (UTC) - Развернуть
ottonturk_g
20 май, 2015 13:33 (UTC)
\ я видел как какойто самолет на Ангару садился. Но мне тогда было 6 лет, уже не помню марку....
tankasan
20 май, 2015 13:39 (UTC)
Ну тут видимо он и есть)
canonufa
20 май, 2015 14:56 (UTC)
Вот спасибо за интереснейший рассказ!
alexx72
20 май, 2015 15:25 (UTC)
Ты колоссальную работу провернул!
(без темы) - alexx72 - 20 май, 2015 15:42 (UTC) - Развернуть
(без темы) - tankasan - 20 май, 2015 15:43 (UTC) - Развернуть
dredd_judge
20 май, 2015 15:58 (UTC)
Под крылом самолета о чем-то поет
Зеленое море тайги...
(без темы) - nordown - 20 май, 2015 17:01 (UTC) - Развернуть
ivanurakov
20 май, 2015 16:29 (UTC)
История!!! Были же времена)))) спасибо! познавательно!!!
tankasan
20 май, 2015 17:14 (UTC)
Да Вань, было время...
makslat
20 май, 2015 16:35 (UTC)
очень интересный материал.
странно , что новые модификакции самолетов не ставят в Росси на поплавки.
это ж дешевле и дальше, чем вертак.
tankasan
20 май, 2015 17:15 (UTC)
Ну в России хватает странного;)) Так и живём)
max_sky
20 май, 2015 17:01 (UTC)
Ого круто! На колесах Ан-2 видел, на минувшей зиме - впервые на лыжах, а вот на поплавках еще не встречались!
tankasan
20 май, 2015 17:14 (UTC)
Ну вот теперь и ознакомился;)
markosyan_usik
20 май, 2015 17:24 (UTC)
Великолепный, содержательный, познавательный, профессиональный пост. Высшая оценка!
tankasan
20 май, 2015 17:30 (UTC)
Усик-джан, спасибо!!
(без темы) - markosyan_usik - 20 май, 2015 17:37 (UTC) - Развернуть
(без темы) - tankasan - 20 май, 2015 18:59 (UTC) - Развернуть
photo_ilius
20 май, 2015 17:30 (UTC)
Валек, Лама, Дудинка - знакомые места. Летал с Валька, и в Дудинку, и на Ламу, и на Пясину.... Только летали на Ми-8. А вот Ан-2 на поплавках не помню, наверное уже не было к тому времени
tankasan
20 май, 2015 17:31 (UTC)
Завидую, красота там ...
(без темы) - photo_ilius - 20 май, 2015 17:47 (UTC) - Развернуть
(без темы) - tankasan - 20 май, 2015 18:57 (UTC) - Развернуть
buran113
20 май, 2015 17:38 (UTC)
Обалденный рассказ! Вот это была авиация для всех. По дичайшим местам и на самолете. Такой Ан-2 видел в Карелии в начале 80-х. Вообще машина уникальная. И до сих пор востребована. Ну нет аналогов!! Прыгать него-одно удовольствие. Кстати, лежит не собранная модель в 48-м;)
Спасибо, Армен.

Edited at 2015-05-20 17:38 (UTC)
tankasan
20 май, 2015 18:58 (UTC)
Привет! У самого в 48-м чешский отложен. Вот теперь дилемма встала - лыжи или поплавки)))
(без темы) - buran113 - 21 май, 2015 07:55 (UTC) - Развернуть
(без темы) - akiman_ru - 21 май, 2015 13:26 (UTC) - Развернуть
(без темы) - tankasan - 21 май, 2015 19:57 (UTC) - Развернуть
mgolubev
20 май, 2015 20:19 (UTC)
Классная статья! Удивительная жизнь у людей. Спасибо!
tankasan
20 май, 2015 20:35 (UTC)
Романтика!)
ugly_stranger
20 май, 2015 20:27 (UTC)
А в связи с чем остановили эксплуатацию, нет информации? Как-то слабо верится в слухи, что единственной причиной была бесконтрольность экипажей в отрыве от базы.
tankasan
20 май, 2015 20:35 (UTC)
Да развалилось всё просто вместе со всей нашей авиацией...
(без темы) - ugly_stranger - 20 май, 2015 20:37 (UTC) - Развернуть
(без темы) - tankasan - 20 май, 2015 20:54 (UTC) - Развернуть
jonny_dogsvill
21 май, 2015 02:17 (UTC)
У вас очень интересный блог! Буду читать как будет свободное время. Был бы очень рад взаимной дружбе.
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
( 76 комментариев — Оставить комментарий )

тэги

календарь

Апрель 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    
Разработано LiveJournal.com