tankasan (tankasan) wrote,
tankasan
tankasan

Categories:

Ил-96 ...

Много событий, связанных с именем Сергея Владимировича Ильюшина, прошло на этой неделе, да и на следующей - 31-го, будет отмечаться большой праздник - 120 лет со дня рождения авиаконструктора. С самолётами  "Ил" лично у меня связано очень и очень многое ...
Ил-18 - первый самолёт, на котором я полетел в далеком детстве, и летал достаточно долго по маршруту из Москвы в Ереван...
Ил-14 я застал на аэродроме в Остафьево и часто, у забора с колючкой, в поле, любовался его формами и наслаждался незабываемым звуком моторов ...
Ил-86 возил меня в Адлер ...
Ил-76 и Ил-78 тоже частенько появляются  в блоге ...
Про Ил-62 скоро будет отдельный пост ... и вот - 96-й ...
Мне повезло оказаться на его борту и совершить пару полётов. Запомнились и размеры и простор в салоне, неожиданные после Туполевских машин, степенность и мощь, мягкость самого полёта и ощущение удивительной надёжности, не знаю отчего и почему, но поднявшись на борт сразу это чувствуешь ...
И вот сегодня - последний рейс "Аэрофлота", выполняемый на Ил-96. Встречать, а точнее - провожать, не поехал ... не было возможности, но не рассказать хоть немного об этой машине в такой день было бы непростительно ...




Грустно - да, конечно ...
Уходит ещё одна красивая и надёжная машина, вполне способная, при разумном подходе, ещё не один год находиться в строю. Летающими остаются лишь Илы СЛО, но для рядовых пассажиров полёты на этих машинах уже недоступны ...



Рождение 96-го уходит в 70-е годы, когда на базе первого в стране широкофюзеляжного Ил-86 началась разработка новой машины, способной с той же пассажирской нагрузкой, что и Ил-86, преодолевать расстояния до 9000 км. Разработка получила название Ил-86Д и отличалась от базовой машины крыльями с увеличенной площадью и двигателями НК-56.

Первый полёт, который продолжался 40 минут, опытный самолёт Ил-96-300 (бортовой номер 96000), совершил 28 сентября 1988 года с Центрального аэродрома имени Фрунзе на Ходынском поле. Экипаж под командованием заслуженного лётчика-испытателя СССР Героя Советского Союза Станислава Близнюка провел его прямо над центральными районами Москвы. Сложность заключалась в том, что собранную в цехах ОКБ машину надо было либо разобрать, чтобы по частям перевезти в Жуковский, либо рискнуть поднять с Центрального аэродрома, где длина полосы была всего 1800 метров. Близнюк настоял на втором варианте ...

«Прошло много лет со дня этого первого взлета. Однажды в разговоре со мной Близнюк признался: ощутив, что ускорение самолета явно замедлилось, он принял решение считать до трех, а дальше принимать решение прерывать взлет, что было равнозначно катастрофе. О трех секундах я знал, но в этом разговоре Станислав Григорьевич признался, что считал до четырех. Эти секунды, когда вспоминаешь прошлое, мгновенно, как отрывок из кинофильма проносятся в голове, вызывая неприятное ощущение, которое осталось на всю жизнь… На Центральном аэродроме мне приходилось встречать посадки самолетов Ил-76 и Ил-38. Признаюсь честно – удовольствия от этого не испытываешь, только острая радость после остановки самолета служит хорошей компенсацией за пережитое». (Г.В. Новожилов. Из книги «О себе и самолетах») ...



По внешнему виду Ил-96-300 напоминает своего предшественника - Ил-86, однако, в его параметры, конструкцию планера, системы и состав оборудования были внесены принципиально новые, качественные изменения. На основе большого объема исследовательских и экспериментальных работ для Ил-96-300 было спроектировано новое крыло большого удлинения с суперкритическими профилями, подобраны оптимальные формы мотогондол. Была проведена огромная работа по улучшению местной аэродинамики. Большое внимание уделялось снижению массы конструкции планера, функциональных систем и оборудования. Подробно проработаны вопросы оптимизации режимов полета.



Все эти решения позволили повысить весовую и топливную эффективность нового самолета, увеличить его ресурс.Ил-96-300 способен был перевозить пассажиров, грузы и почту на магистральных линиях протяженностью от 4000 до 11000 км. В одноклассной компоновке он мог брать на борт до 300 человек. При этом, расход топлива у него в два раза ниже, чем у предшественника — Ил-62М. Самолёт начал выпускаться с 1992 года на Воронежском авиационном заводе. С 1988 года было построено 28 машин ...



В процессе испытаний Ил-96 выполнил несколько полётов на дальность, в том числе Москва-Петропавловск-Камчатский-Москва без посадки в Петропавловске. 14 800 км пути самолёт преодолел за 18 часов 9 минут. 9 июня 1992 года Ил-96 перелетел из Москвы в Портленд через Северный полюс, проведя в воздухе 15 часов. Самолёт испытывался в Якутске при −50°C и в Ташкенте при +40°C ...



По итогам испытаний 29 декабря 1992 года самолету вручили сертификат лётной годности. Полгода новые машины «обкатывали» на трассах «Аэрофлота», причём из-за недостатка финансирования эксплуатационные испытания пришлось совместить с коммерческими грузовыми перевозками – возили радиоаппаратуру. Работа коллектива ОКБ Ильюшина над Ил-96-300 была отмечена Государственной премией РФ ...



Особое внимание при проектировании было уделено вопросам безопасности. Система встроенного контроля и обнаружения неисправностей позволяла выявить их во время технического обслуживания. Благодаря своей удивительной надежности, использованию многоканальных резервированных систем с автоматическим отключением или переключением неисправных каналов и механическим дублированием, за время эксплуатации Ил-96-300 не произошло ни одной аварии повлекшей гибель людей ...

Надеюсь, что хоть одна из этих красивых машин, сможет занять место учебного пособия на стоянке авиационного учебного центра МГТУ ГА, и тогда ещё останется редкая возможность видеться с ней ...


Tags: spotting, svo, uuee, window view, Авиация, Ил-96, Ильюшин, личное, перрон, фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 66 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →