?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Создание любого самолёта - процесс длительный и сложный, результат совместных усилий огромного коллектива, множества подразделений и отделов. Авиационный комплекс Ильюшина, на ряду с опытно-конструкторским бюро, включает в себя и большое число структурных лабораторий, необходимых для проведения полноценных испытаний, в том числе и очень важных для будущего самолёта - испытаний на прочность конструкции. В ходе статических и ресурсных испытаний натурных образцов опытных изделий расчетные выводы подтверждаются экспериментально. Испытания подтверждают правильность проектирования конструкции под заданные нагрузки, а вопрос о правильности определения нагрузок решается с помощью летных прочностных испытаний, которые проводят уже специалисты в ЛИИ с участием специалистов отделения. Сегодня поближе познакомимся именно с таким комплексом ...

1. (кликабельно до 1400)



Встретил нас и провёл экскурсию заместитель начальника лаборатории комплекса прочностных испытаний "АК им С.В.Ильюшина", кандидат технических наук - Владимир Иванович Ткаченко ...
2.


Владимир Иванович рассказал о видах прочностных испытаний, и конкретно о тех исследованиях, которые проводятся в этой лаборатории.
Существуют две самостоятельные дисциплины прочностных расчётов - расчёт прочности на статику и расчёт на ресурс. Статические испытания, при которых нагрузка на элементы планера превышает эксплуатационную в 1,5 раза. Нагрузка на крыло во время полёты превышает 1000 тон. Создать максимально приближенные условия конструкции за счёт напряжённого-деформированного состояния конструкции. Эксплуатационная нагрузка при расчётах принимается равной 67% (это выходит из норм лётной годности). Если, к примеру, умножить эту величину на коэффициент безопасности (для расчётов принимается величина - 1,5, в которой учитывается ресурс планера) то как раз и получается 100% расчётная нагрузка, правда такая нагрузка никогда не возникает во время полёта ...
3.


Крыло, как наиболее повреждаемая часть конструкции самолёта, подвергается испытаниям с расчётными нагрузками до 120%. Фюзеляж, хотя и имеет различные конструктивные вырезы и полости, и казалось бы должен иметь меньшую прочность, в полёте не подвержен таким нагрузкам, которые получает крыло. Поэтому для него достаточно испытаний со 100% нагрузкой ...
4.


Этот Ил-76ТД (RA-76751), выпущенный в 1988 году, сначала летал в "Аэрофлоте" и успел налетать 2500 часов, а в 1994 году, после посадки на Ходынском поле, поступил в распоряжение ОКБ для установки и облёта новых двигателей ПС-90.
Однако на эту машину двигатели так и не установили, и решено было оставить этот борт для испытаний на ресурс. Для этого была разработана специальная программа. По аналогичной программе сейчас проводятся и ресурсные испытания Ил-476 ...
5.


Ил-76 изначально рассчитан на 20000 полётов. Но для того, чтобы обеспечить ему такие характеристики, необходимо было провести весь комплекс прочностных, а затем и ресурсных испытаний. А затем, и по сей день, продолжать проводить испытания уже для обеспечения продления ресурса ...
6.


Именно такие исследования и выполняются в этой лаборатории. С самолёта убраны шасси. Самолёт подвешен под мощными балками на специальных подвесах, в которых включены и гидравлические цилиндры, способные создавать нагрузку в десятки тонн на элемент конструкции. Система автоматического слежения, разработанная совместно с ЦАГИ, позволяет стабилизировать подвеску и обеспечивать искомое полётное состояние. Усилия этих гидравлических цилиндров пропорциональны их диаметрам. Нагрузка при помощи дополнительных балок и кронштейнов равномерно распределяется по элементам конструкции. На левом полуразмахе крыла оставлены пилоны под стандартные двигатели Д-30, в то время как на правом -  установлены пилоны и усиленные элементы конструкции и узлов крепления под двигатели ПС-90, которые тяжелее и мощнее 30-х ...
7.


В среднем для определения ресурса принимают в расчёт полёт продолжительностью 3-4 часа и срок эксплуатации 20-25 лет. Эти величины подтверждаются в первую очередь. В дальнейшем, уже для увеличения ресурса, начинают проводить дополнительные испытания, которые могу длиться годами.  Обычно ресурс по состоянию материала (коррозия, усталость, износ) меньше, чем по полётам, и продлевать такой ресурс сложнее. Сейчас на летающие Ил-76 с двигателями Д-30 по результатам испытаний продлён ресурс до 10000 часов ...
8.


Программный полёт длится обычно 20 минут и выполняется с полной нагрузкой на конструктивные элементы крыла и фюзеляжа ( нагрузки на крыло выполняются с коэффициентом надёжности 2 ). Крыло подвергается давлению и различным колебаниям при помощи воздействия гидравлических цилиндров. Нагрузка для расчёта суммируется со всех цилиндров. В завершающей стадии полёта на крыло воздействуют давящими нагрузками, имитирующими посадку. По программе, которая сейчас отрабатывается на 76-ой, необходимо выполнить 20000 таких полётов ...
9.


При возникновении повреждений испытания останавливаются, и производится ремонт узла. После этого процесс испытаний возобновляется. Повреждения конструкции и отдельных элементов выявляются различными способами как визуальными (если большие) так и приборными (существует несколько специальных методик), способными найти даже минимальные трещины ...
10.


Обычно чем дальше продлевается ресурс, тем больше вводится ограничений на эксплуатацию самолёта. Например ограничивают полёты по погодным условиям либо переводят с пассажирских рейсов на грузовые перевозки ...
11.


Заглянули и во внутрь самолёта. Для создания нагрузки на полу в различных местах уложены кольцевые грузы ...
12.


Место штурмана и вновь грузы на полу ...
13.


По всему салону протянуты жгуты проводов от датчиков измерительной аппаратуры ...
14.


Вид на крыло через иллюминатор, опутанное сетью балок, кронштейнов и проводов ...
15.


Изучение внутренностей самолёта не обошлось и без внимательного местного "контролёра" ;)
16.


При обнаружении трещин их фиксирование или устранение возможно теперь и с помощью клеевых методов, так называемых "стопперов". Такие нововведения начались со времени создания и испытания крыла для Ил-86, которое при разработке потребовало иных, более высоких, прочностных характеристик ...
17.


На сегодня в эксплуатации по всему миру находится ещё очень большое число Ил-76, в том числе и у зарубежных эксплуатантов, что в свою очередь требует проведения дополнительных исследований на ресурс. Поэтому данные виды прочностных испытаний по этой машине будут продолжаться и далее ...
18.


Ниже - два новых пилона под двигатели ПС-90, переданные заводом для установки и проведения прочностных испытаний ...
19.


Всё крыло увешано различными рычагами и противовесами, объединёнными в одну общую сложную систему ...
20.


Из этой кабины, расположенной на высоте в несколько метров от пола, оператор осуществляет управление испытательными программами.
Таких кабин в ангаре построено две ...
21.


Ну а далее мы познакомились с ещё одним удивительным самолётом - деревянным полноразмерным макетом Ил-96-300, созданным в основном для решения задач по компоновке салона.
22.


На макете воссоздана даже часть крыла и двигатель ...
23.


Не только салон, но и внешние особенности конструкции смоделированы достаточно подробно ...
24.


Поднявшись на борт, первым делом заглядываем в кабину, ведь она тоже имеется в этом макете ...
25.


Внутри, на первый взгляд, всё выглядит как в настоящем 96-м. Различия становятся заметны лишь при детальном рассмотрении. Для изготовления, в большинстве случаев, использовалось дерево и фанера. Хотя, местами, установлены и настоящие элементы облицовки салона ...
26.


Салонов, как и в настоящем Иле, несколько. Свободного места внутри предостаточно. Говорят, что этот макет был использован и при разработке внутреннего оборудования салона президентского Ил-96 ...
27.


На кадре ниже - 103-я машина (пятиместный Ил-103), которая уже прошла весь объём испытаний, и находится теперь тоже в этом отделе, приютилась рядом со своей старшей сестрой ...
28.


И в завершении, ещё один общий вид на лабораторию ...
29.


p.s. Выражаю благодарность пресс-службе "АК им. Ильюшина" и лично Владимиру Ивановичу за интересную и подробную экскурсию!

Comments

( 57 комментариев — Оставить комментарий )
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
aviator_ru
13 мар, 2014 09:58 (UTC)
Контролер порадовал:)
Много их там ?
tankasan
13 мар, 2014 10:09 (UTC)
Было замечено две, но уверен, что остальные наблюдали более скрытно ;)
relax_action
13 мар, 2014 10:11 (UTC)
отлично сходили. и интересно написал.
ЗЫ котики-завоюют души людей))
tankasan
13 мар, 2014 10:13 (UTC)
Ещё бы, люди то и не шибко сопротивляются ;)
(без темы) - pkk_avia - 13 мар, 2014 10:30 (UTC) - Развернуть
(без темы) - tankasan - 13 мар, 2014 18:33 (UTC) - Развернуть
zzaharr
13 мар, 2014 10:33 (UTC)
Интересно а лифты в 96-м тоже из дерева?
tankasan
13 мар, 2014 18:25 (UTC)
Не уверен, что они вообще есть)
fox511
13 мар, 2014 10:41 (UTC)
Очень хорошо написано. Пара моментов:

для расчётов принимается величина - 1,5, в которой учитывается ресурс планера)
---
Не учитывается. На усталость свои коэффициенты, как правило - заметно больше, могут и до 4 доходить

Крыло, как наиболее повреждаемая часть конструкции самолёта, подвергается испытаниям с расчётными нагрузками до 120%.
------
Ну теперь понятно, почему наши самолёты тяжелее сами по себе. Эти 20% - абсолютно лишние.
Совершенно нет нужды их возить и в них закладываться, если есть уверенность в стабильности свойств материала, в точности методик расчетов и точности определения нагрузок. Всё это покрывается традиционным f=1.5
tankasan
13 мар, 2014 18:32 (UTC)
Привет! Спасибо тебе за уточнения! Знал, что обязательно прокомментируешь;) Согласен про материалы, сейчас, видимо с учётом углепластика и композитов, действительно проценты иные нежели 30 лет назад...
(без темы) - fox511 - 13 мар, 2014 18:48 (UTC) - Развернуть
(без темы) - tankasan - 13 мар, 2014 19:49 (UTC) - Развернуть
в - fox511 - 14 мар, 2014 04:05 (UTC) - Развернуть
Re: в - tankasan - 14 мар, 2014 05:12 (UTC) - Развернуть
(без темы) - glbl - 14 мар, 2014 00:41 (UTC) - Развернуть
(без темы) - fox511 - 14 мар, 2014 04:09 (UTC) - Развернуть
(без темы) - tankasan - 14 мар, 2014 05:08 (UTC) - Развернуть
(без темы) - fox511 - 14 мар, 2014 05:39 (UTC) - Развернуть
(без темы) - glbl - 14 мар, 2014 08:30 (UTC) - Развернуть
vovanko
13 мар, 2014 11:32 (UTC)
Есть немного вопросов. Не знаю правда найдутся ли ответы.
А на каком "железе" сделаны СУ (система управления) и СИ (система измерения) и под каким ПО все это работает?
tankasan
13 мар, 2014 18:28 (UTC)
Не смогу тебе ответить) Меня всегда больше интересовал сам процесс и железяки, а вот обработка и анализ результатов - уже на порядок меньше)
(без темы) - vovanko - 13 мар, 2014 18:52 (UTC) - Развернуть
(без темы) - tankasan - 13 мар, 2014 19:50 (UTC) - Развернуть
foxbat
13 мар, 2014 13:05 (UTC)
Как сам там побывал. Очень интересно.
dron_nsk
13 мар, 2014 13:44 (UTC)
Не совсем понял... это на ходынке!?
(без темы) - dron_nsk - 13 мар, 2014 16:34 (UTC) - Развернуть
(без темы) - tankasan - 13 мар, 2014 18:20 (UTC) - Развернуть
flyberry_msk
13 мар, 2014 14:34 (UTC)
спасибо, очень интересно! с удовольствием бы тоже сходила!
tankasan
14 мар, 2014 05:13 (UTC)
Привет! И тебе спасибо Марин!;)
max_sky
13 мар, 2014 15:41 (UTC)
Деревянный Ил-96 впечатляет )
tankasan
13 мар, 2014 18:24 (UTC)
Есть такое дело;)
docent
13 мар, 2014 15:56 (UTC)
а я так мечтал туда. и писал несколько раз, а в ответ тишина ((.
PS Пост интересный.
natali_tomina
13 мар, 2014 17:20 (UTC)
Очень очень красивая и мощная техника!!!! Восхищение, как такое можно изобрести?
tankasan
13 мар, 2014 18:23 (UTC)
Можно изобрести и более интересные и масштабные вещи, восхищают сами люди, создавшие всё это;)
basiara1_11
13 мар, 2014 18:33 (UTC)
Очень познавательно. Спасибо. Только самолетики немного жалко.
tankasan
13 мар, 2014 18:35 (UTC)
Они жертвуют себя на общее благо)
(без темы) - basiara1_11 - 13 мар, 2014 18:50 (UTC) - Развернуть
(без темы) - tankasan - 13 мар, 2014 19:50 (UTC) - Развернуть
falcrumx
13 мар, 2014 20:20 (UTC)
Да, классная экскурсия! Спасибо!)
tankasan
14 мар, 2014 05:02 (UTC)
Не за что Ром)
tvguide_khv
13 мар, 2014 23:23 (UTC)
а по сути конечно ад, будто и не было 20 последних лет.
khmelikvictor
14 мар, 2014 09:13 (UTC)
Бывал на их опытном производстве, а вот в испытательном - нет: интересно.
Что касается разных подходов. Меня всегда удивляли стойки шасси американских самолетов: тонкие и элегантные! Разный подход - разные тольщины!
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
( 57 комментариев — Оставить комментарий )

тэги

календарь

Апрель 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    
Разработано LiveJournal.com