?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Настоящий друг (41808) ...

17 марта 1982 года, экипажем Ил-14 (СССР-41808) под командованием Евгения Кравченко, с антарктической станции "Восток", расположенной на высоте 3488 метров над уровнем моря на Полюсе холода, в сложнейших погодных условиях была осуществлена уникальная, не имеющая аналогов в мире, эвакуация тяжелобольного инженера ... Рассказывать о всех особенностях этой удивительной операции намеренно не стану. Это нужно прочитать самому! Хотя бы одну лишь эту главу из удивительной книги "С Антарктидой - только на "Вы" о полётах лётчиков полярной авиации на Антарктическом континенте. Лично я прочитал эту книгу на одном дыхании и надеюсь не я один. Ну а для тех, кто не читал - очень рекомендую!  При всей действительно героической сущности работающих в экспедициях людей, сегодня захотелось отдельно остановиться на незаменимом труженике Севера и Антарктики - Ил-14. Заложенные в неё при рождении конструктивные особенности, простота, выносливость и удивительная надёжность, не могли не вызывать у летчиков настоящего уважения, и настоящей привязанности и даже любви... Эта машина была действительно надёжным другом, с которым можно было уверенно браться решение особо сложных и трудных задач, а подчас и практически невыполнимых.

... Перед посадкой на теплоход «Эстония» пришел на аэродром, попрощаться с «восемьсот восьмой». Она стояла с зачехленными двигателями. Мирная, домашняя машина, ничего героического... Но теперь я знал, каким огромным запасом прочности она обладает, какие бешеные нагрузки и жесточайшую стужу могут выдержать ее системы — поистине Ил-14 достоин самой высокой чести. «Ты — умница, — мысленно сказал я ему снова, как и на «Востоке». — Досталось тебе. Хорошо, что Колб над тобой поработал, как следует. Зато теперь все те добрые слова, что мы услышали в свой адрес, все оценки, данные нашему санрейсу, по праву принадлежат и тебе. Ты настоящий друг...» Я погладил «восемьсот восьмую» по фюзеляжу. Это невозможно объяснить, но вдруг мне показалось, что он — теплый... В такую-то стужу — и теплый ...

                                                                                                                                               / Е. Кравченко, В.Карпий "С Антарктидой - только на "Вы" /

(На фото -  видимо авиаотряд 22 САЭ, 1976/77 гг.  Нашел и прислал на форум "Полярная Почта" - Дмитрий Зотов)



Ил-14 СССР-41808 (заводской номер 7343102) был зготовлен на Ташкентском авиационном производственном объединении имени В. П. Чкалова и находился в эксплуатации с 1957 года в Аэрофлоте. В 1970 году поступил в Шереметьевский авиаотряд и начал летать в Полярной авиации ...

(фото с сайта www.pscard.ru)


В эту, теперь уже знаковую,  экспедицию 1981-82 годов полёты у 808-й не заладились с самого начала ...

... Начало было хорошим, и пока ничто не предвещало больших осложнений в работе, но Антарктида опять подкинула сюрприз. В ночь с 30 ноября на 1 декабря 1981 г. разыгрался ураган. Порывы ветра достигали 45 метров в секунду, над «Молодежной» стоял рев и стон, будто во тьме вели чудовищную битву неведомые гиганты. Иначе, чем объяснить, что цистерну емкостью в пятьдесят кубических метров, диаметром почти в три метра и длиной — в восемь, сорвало как пушинку с места, и Антарктида стала играть ею. Она перебросила цистерну весом в четыре с половиной тонны через каменную гряду высотой до 10 метров, и полетел этот «мячик», звеня и подпрыгивая, в сторону аэродрома, лежавшего в восьмистах метрах от скалы, к которой бочка была намертво принайтована. Да, мы думали, что намертво, потому что цистерну через проушины, запрессованные в гранит, привязали к скале двумя толстыми прядями стальной проволоки, а с наветренной стороны заклинили ящиками из-под метеора­кет. Более того, она на треть ушла в лед и снег, а проволока тоже вмерзла в эту смесь, которую даже лом не брал. И все же ураганом ее вырвало из гнезда и вогнало под носовую часть и винт самолета Ил-14 41808, где она и застряла. О том, какие силы метались в эту ночь над «Молодежной», можно лишь строить догадки: видимо, и у человеческого воображения есть пределы. Но за то, что эта цистерна не прошла чуть правее — иначе точно угодила бы в Дом авиаторов, — можно лишь благодарить судьбу или Бога ...
                                                                                                                                                        / Е. Кравченко, В.Карпий "С Антарктидой - только на "Вы" /



Машина была отремонтирована силами усиленной бригады ремонтников, в которую вошли инженеры Акимов, Кулинич, авиатехники и слесари-клепальщики Роговенко, Стромов, Колыванов и Тюльпанов. Чуть позже к ним присоединились Петухов, Чегодаев, Натаров и Подобин. Лишь к январю машина была отремонтирована и готова к контрольному облету, который провели 7 января и далее Ил-14 уже прибыл на «Дружную» для поставленных в начале экспедиции выполнения работ. Она успешно выполнила все намеченные полёты и уже была подготовлена с зимовке, как неожиданно случились те события, связанные с эвакуацией больного. После этого Ил-14 летал в Антарктиде до 32 САЭ (1986—1988 гг.) ...

23 февраля дать телеграмму своему руководству: «Из-за продления срока службы машины значительно меньше потребного для выполнения программных работ крайне необходимо использовать данный самолет на «Дружной-3»... Учитывая вышеизложенное, просим вашего разрешения на этот шаг. Все съемное оборудование, ресурсные агрегаты будут демонтированы и доставлены в Мячково. Ответ прошу срочно». И 25 февраля мы такое разрешение от командира МОАО Ю. А. Филимонова получили. Я помнил еще, что остаточная стоимость самолета после катастрофы экипажа В. Заварзина составила всего 1600 рублей.
1 марта самолет был законсервирован, украшен лентами, бантами и отбуксирован на окраину поселка, где мы его установили на вечное хранение. Все жители поселка пришли проводить «на пенсию» старого доброго товарища — Ил-14 номер 41808, тот самый, на котором нам пришлось летать на «Восток» при морозе в 63 градуса... В этот день ни у кого я не увидел улыбки на лице ...
                                                                                                                                                         / Е. Кравченко, В.Карпий "С Антарктидой - только на "Вы" /




Comments

( 34 комментария — Оставить комментарий )
boeing
4 мар, 2014 21:08 (UTC)
Кравченко знает мой отец. Кравченко - человек, который отдал Антарктике всю свою жизнь. Семью из-за неё потерял, всё потерял.
Вообще Антарктида вещь жестокая. Мой папа, к примеру - член "экипажа Заварзина" (катастрофа СССР-04193). Как выжил - до сих пор не очень понятно.
tankasan
4 мар, 2014 21:28 (UTC)
Лёх, не знал!! Твой отец такой же герой, как и все, кто участвовал в этих экспедициях! Такими отцами можно только гордиться! Остальное в личку.
(без темы) - boeing - 4 мар, 2014 21:33 (UTC) - Развернуть
(без темы) - tankasan - 4 мар, 2014 21:40 (UTC) - Развернуть
(без темы) - akiman_ru - 5 мар, 2014 03:54 (UTC) - Развернуть
(без темы) - boeing - 5 мар, 2014 04:47 (UTC) - Развернуть
alatas
4 мар, 2014 21:21 (UTC)
у Королева С.П. был Ил-14, стоял до 2003 года в Самаре на территории СГАУ (КуАИ), к сожалению, самолет был продан!
tankasan
4 мар, 2014 22:04 (UTC)
Продан и ... ? Он сохранился?
ryzh_ela
4 мар, 2014 22:00 (UTC)
надо будет прчитать обязательно....
tankasan
4 мар, 2014 22:03 (UTC)
Рекомендую!
alatas
4 мар, 2014 22:06 (UTC)
продан, попытаюсь узнать, слухи разные На нем и Королев летал и Гагарин в том числе после посадки
tankasan
4 мар, 2014 22:42 (UTC)
Вот здесь про него http://aviahistory.ucoz.ru/index/0-323
Ожидаемо к сожалению, и от этого ещё больнее ...
akiman_ru
5 мар, 2014 03:50 (UTC)
Опечаточка небольшая в перечне фамилий - пропущена последняя буква в фамилии Акимов :-)
Это мой батя.
Пингвидоса и надпись 26 САЭ он и рисовал, а восемьсот восьмая его любимая была.

P.S. Вышло второе издание книги, если кому надо - добро пожаловать.

Edited at 2014-03-05 04:08 (UTC)
tankasan
5 мар, 2014 04:08 (UTC)
Спасибо большое! Поправил. А ещё фото её не сохранились?
akiman_ru
5 мар, 2014 04:12 (UTC)
Возможно, и есть, нужно порыться, да времени толком нет.
tankasan
5 мар, 2014 04:14 (UTC)
Был бы признателен!
(без темы) - akiman_ru - 5 мар, 2014 04:15 (UTC) - Развернуть
fedorkabanow
5 мар, 2014 04:28 (UTC)
Благодарю.
alatas
5 мар, 2014 05:40 (UTC)
Спасибо! Жаль, сильно жаль! Ректором в те времена был информатик, возможно это и сказалось
tankasan
5 мар, 2014 08:51 (UTC)
Я думаю не в профессии дело, а в человеке ...
sergey_lutsenko
5 мар, 2014 09:48 (UTC)
Спасибо, озаботился поиском книги )
tankasan
5 мар, 2014 10:01 (UTC)
Есть ссылка в начале поста, или тебе в бумажном виде?
(без темы) - sergey_lutsenko - 5 мар, 2014 10:07 (UTC) - Развернуть
(без темы) - tankasan - 5 мар, 2014 10:21 (UTC) - Развернуть
buran113
5 мар, 2014 15:53 (UTC)
Интересный рассказ. Не знал. Спасибо, дружище!
tankasan
5 мар, 2014 16:22 (UTC)
Не за что, дорогой!)
alatas
5 мар, 2014 18:31 (UTC)
к сожалению, судя по всему самолет то потеряли?
(без темы) - alatas - 5 мар, 2014 21:08 (UTC) - Развернуть
(без темы) - tankasan - 7 мар, 2014 13:31 (UTC) - Развернуть
alexei_astr
6 мар, 2014 01:48 (UTC)
Интересно, надо обязательно прочитать.
Тот случай когда, машина становится больше, чем просто механизм.
tankasan
7 мар, 2014 13:23 (UTC)
Читать обязательно!)
alatas
7 мар, 2014 16:39 (UTC)
да, в гугле есть, 30 мая - 2 июня - у нас юбилей курса Так что ждет возвращение в авиационную юность!
( 34 комментария — Оставить комментарий )

тэги

календарь

Сентябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
Разработано LiveJournal.com